ИСТОРИЯ

В начале 20-х годов XX века в Чечне повсеместно создавались самодеятельные драматические кружки. Первый был организован в 1928 году Магомедом Яндаровым совместно с Д.Шериповым, Н.Мосиенко и другими энтузиастами. Яндаров репетировал с самодеятельными артистами пьесы своего сочинения, а также пьесы драматургов Д.Шерипова, И.Эльдарханова, С.Бадуева. Спектакли шли два раз в месяц.

1 мая 1931 года Постановлением Совета Народных Коммисаров Чеченской автономной области основан Чеченский национальный театр-студия, в студию было набрано 45 человек, в основном из художественной самодеятельности, из них 9 женщин. По тому времени это была целая революция, впервые в истории Чечни женщина выступала вместе с мужчиной на сцене театра. 27 июня 1933 года театр-студия была переименована в Чеченский национальный театр, 15 июля 1933 года в торжественной обстановке студийцы чеченского театра показали свой дипломный спектакль по пьесе С.Бадуева “Красная крепость”, посвященный событиям гражданской войны в Чечне.

В 1934 году студия была переименована уже в Чечено-Ингушский национальный театр. На спектакли стекалось большое количество зрителей, которые располагались сидя на полу, стоя, на скамейках, поддерживая друг друга на плечах. Такой тяги к театру, тяги к культурному зрелищу не было больше нигде. Вместе с театром развивалась драматургия. Выдающаяся роль в развитии театра и национальной драматургии принадлежит основоположнику чеченской советской литературы Саиду Бадуеву, который написал 15 пьес: «Закон отцов», «Горы меняются», «Красная крепость» и другие. Классической стала пьеса “Петимат”, которая до последнего времени не сходила со сцены национального театра.

В 1934 году Грузинский ЦИК и Чеченский областной исполком заключили договор, по которому старейший грузинский академический театр им. Ш.Руставели взял шефство над молодым, начинающим творческий путь коллективом Чечено-Ингушского драмтеатра, в связи с чем, в Грозный был направлен Арчил Чхартишвили, который сделал очень многое для становления театра. Тогда же грузинский театр имени Ш.Руставели открыл специальную студию для подготовки творческих сил Чечено-Ингушского театра, которую к маю месяцу 1936 года окончили 19 человек.

Достижением того времени стал перевод на чеченский язык таких пьес мировой классики, как «Овечий источник» Лопе де Вега, «Коварство и любовь» Шиллера, «Слуга двух господ» Гольдони, «Лекарь поневоле» Мольера, «Женитьба» Гоголя, «Платон Кречет» Корнейчука, «Горцы» Фатуева, «Храбрый Кикила» Тамрекели и Нахуцрашвили и другие. Причем переводные пьесы пользовались огромным вниманием у зрителя. Знаменательным событием в жизни национального театра явилось открытие в 1938 году Чечено-Ингушской театральной студии при ГИТИСе.

В 1940 году Т.Батукаеву, В.Вайнштейну, Б.Ильясову, О.Горчханову, Я.Зубайраеву, И.Ибрагимову были присвоены звания «Заслуженный артист ЧИАССР». С момента создания театр способствовал развитию культуры своего народа, вносил свой самобытный вклад в общероссийскую театральную культуру. Почетные звания, Государственные премии России, достижения на всесоюзных и общероссийских фестивалях являются ярким подтверждением значимости театра и востребованности. Популярность и славу театра формировало несколько поколений артистов, режиссеров, драматургов.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. большая часть мужского состава студии и театра добровольцами ушли на фронт. Национальный театр находился на казарменном положении. Из творческого коллектива были организованы три бригады по художественному обслуживанию митингов, собраний в клубах, работы на избирательных участках, в войсковых частях и госпиталях. В составе бригад были ведущие артисты театра, филармонии, государственного ансамбля песни и танца, такие мастера сцены, как М.Эсамбаев, А.Хамидов, Я.Зубайраев, Т.Алиева, А.Исаева, А.Садыков, В.Дакашев и другие. В программах бригад – скетчи, антифашистские стихи, песни и пляски.

Популярность театра была огромной. С 15 июля по 10 августа 1941 года бригады артистов дали 53 концерта для 13 тысяч человек. Только за два с половиной года было дано более тысячи спектаклей. Театр выступал и с концертами, сборы от которых были переданы на постройку эскадрильи «Советский артист» и в пользу военных госпиталей.

30 декабря 1942 года театр переименован в Чечено-Ингушский драматический театр им. Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Многие актеры, ушедшие на фронт, погибли в борьбе с фашизмом.

Второе рождение пережил Чеченский театр в конце пятидесятых годов, после восстановления автономии и возвращения на родину чеченского народа, пережившего сталинские репрессии (1944-1957 гг.). В театр вернулись старые актеры, росшие вместе с ним с первых лет зарождения, их ряды пополнила талантливая высокообразованная, культурная молодежь, окончившая национальную студию Ленинградского театрального института им. А.Островского.

Спектакли 1958 года «Асланбек Шерипов» Х.Ошаева, «Волны Терека» М.Мусаева, «Девушка с гор», «Совдат и Дауд» А.Хамидова ознаменовали новый этап развития театра. Молодые артисты: А.Дениев, Д.Омаев, З.Багалова, С.Магомадов, Х.Нунуев и многие другие переняли опыт у таких мастеров сцены, как А.Хамидов, В.Татаев, Х.Хакишева, Х.Мустапаева, А.Ташухаджиева и др. Все они стояли у истоков создания театра.

В 1960-1980-е годы творческий состав периодически пополнялся выпускниками ведущих театральных вузов Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Воронежа. Ученики выдающихся театральных деятелей М.Минаева, И.Савельева, В.Стржельчика, Г.Товстоногова, М.Сулимова, С.Гушанского, В.Якута, В.Меркурьева, В.Андреева, храня верность принципам русской психологической театральной школы, вместе с тем заимствовали накопленный опыт самобытных чеченских артистов, обогащая творческую палитру театра.

Основной репертуар театра того времени носил героико-романтический характер. Высоким нравственным примером являлась жизнь героев в спектаклях: «Бессмертные» и «Совдат и Дауд» А.Хамидова, «Петимат» и «Бешто» С.Бадуева, «Из тьмы веков» И.Базоркина, «Сид» Корнеля, «Кровавая свадьба» Г.Лорки. Мощные по силе воздействия на зрителя образы создали артисты: М.Давлетмирзаев, Н.Хаджиева, Д.Омаев, З.Багалова, Ю.Идаев, М.Дудаев, Р.Гичаева, А.Марисултанов. Театр знакомил со своим творчеством многонациональную зрительскую аудиторию Москвы, Ленинграда, Грузии, Казахстана, республик Северного Кавказа.

Во время гастролей в Москве в 1984 году и в Ленинграде в 1986 году, подчеркивая художественную одаренность и мастерство артистов, авторитетные театральные критики отмечали: «В спектаклях молодых режиссеров М.Солцаева и Р.Хакишева сочетаются масштабность философских обобщений, решение проблемы «человек и общество», органичное слияние лирики и романтики». Заметным явлением в чеченском сценическом искусстве стали пьесы мировой классики «Отелло» и «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, «Кровавая свадьба» Г.Лорки, мастерски поставленные М.Солцаевым, Р.Хакишевым и блестяще сыгранные актерами театра.

С чеченским театром сотрудничали известные мастера театрального искусства России – режиссеры, художники, композиторы, хореографы: Б.Шатрин, А.Славин, В.Серебровский, К.Мурзабеков, М.Таривердиев, Ю.Громов. На афише театра наряду с популярными драматургами А.Хамидовым и И.Базоркиным появляются имена Л.Яхъяева, М.Ахмадова, С.Гацаева, С.Чахкиева, С.-Х.Нунуева. По их пьесам были созданы разножанровые спектакли, поднимающие остросоциальные проблемы. За создание ярких, содержательных образов отмечена талантливая игра артистов Х.Азаева, А.Джамаева, З.Айдамировой, Б.-А.Вахидова, С.Докаева, З.Радуевой.

Творческий состав театра пополнился талантливой молодежью, в него вошли режиссер Х.Гузуев, артисты: Х.Кутаев, Х.-Б.Исраилов, С.Оздамирова, У.Зубайраев и другие. Следствием высокого творческого подъема театра явилось присуждение в 1977 году Государственной премии РСФСР спектаклю «Песни Вайнахов».

В 1983 году спектакль Мималта Солцаева «Лениниана», также удостоился Государственной премии РСФСР. Были поставлены спектакли по пьесам О.Иоселиани, А. Макаенка, Ч.Айтматова, И.Друцэ, Р.Гамзатова, Т.Минуллина, Г.Хугаева и др. Спектакли Чеченского театра удостаивались высоких оценок на фестивалях драматургии народов СССР, РСФСР, Болгарии, Венгрии.

Конец 80-х годов отмечен в творчестве театра появлением масштабных спектаклей на тему истории чеченского народа: «Земля отцов» Р. Хакишева (по мотивам чеченского фольклора), «После землетрясения» по пьесе М.Ахмадова, режиссер Х.Гузуев, «Свобода или Смерть!» М.Солцаева (о Шамилевском периоде Кавказской войны), «Когда рушится мир» О.Иоселиани и Р.Хакишева по мотивам повести А.Казбеги «Элисо» (об акции царской империи по выселению 25 тысяч чеченцев в Турцию), «Один лишь Бог…» С.-Х.Нунуева (о ссылке вайнахов в годы сталинских репрессий в Казахстан и Среднюю Азию).

С 1978 по 1987 год ингушская труппа при Чечено-Ингушском театре им. Х.Нурадилова активно работала, было поставлено много хороших спекталей. В 1987 году ценой огромных усилий коллективов театра и СТД РСФСР, решением Совета Министров ЧИАССР от 1978 года, был создан Ингушский государственный драматический театр. В 1989 году Чечено-Ингушский театр был переименован в Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова. Таким образом из вайнахского театра было создано два национальных театра – Чеченский и Ингушский.

1993 год ознаменовался смелой для того времени постановкой «Ушедший за саваном» (автор – М.Ахмадов, режиссер – Р.Хакишев). В мае состоялась премьера спектакля, второй показ прошел в 1994 году, когда на территории региона ситуация была накалена до предела, и полномасштабно разворачивалась первая военная кампания.

В период с 1993 по 1999 год также состоялись премьеры спектаклей «Бейбулат Таймиев», «Асхаб Бендер», «Парни, отвергнутые Родиной», «Храбрый Кикила», «Шейх Мансур». Были восстановлены спектакли «Земля Отцов», «Когда рушится мир», «Кровавая свадьба». В 1999 году здание театра было полностью разрушено, шли боевые действия. Драмтеатр вынужденно оказался в числе беженцев, но не прекращал свою деятельность. Ценой неимоверных усилий, несмотря на потери в труппе, актеры сохранили театр. Будучи верными своему призванию они продолжали оказывать поддержку, дарить надежду на мирную жизнь, выступая перед беженцами в Ингушетии, КБР, КЧР.

После избрания на пост Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, ситуация в регионе кардинально изменилась. Ахмат-Хаджи считал, что без культуры нет нации, нет этноса, так как народ, утрачивая свою культуру, теряет связь со своими истоками, теряет идентичность и обречен на вымирание и забвение. Он глубоко переживал за происходящее в республике. В одном интервью он сказал: «Нам надо вернуть былую славу нашему народу, показать всему миру, что здесь сохранились культура, искусство…». В ряд первоочередных задач было поставлено восстановление инфраструктуры искусства и культуры республики, создание новых культурных и нравственных ориентиров, возрождение базовых основ морали общества.

В 2002 году, когда еще Ахмат-Хаджи Кадыров возглавлял Временную администрацию ЧР, главный режиссер национального театра Руслан Хакишев поставил спектакль «Песни на Солнце», с которым театр успешно гастролировал в Англии, ФРГ, Франции. Актеры Чеченского государственного драматического театра им. Х.Нурадилова помогли зрителям погрузиться в мир истории своего народа, его традиций, нравственных ценностей. Чеченский театр принимал активное участие в общественной жизни. Участвовал в фестивалях с известными постановками, также гастролировал по Чеченской Республике.

В 2003 году ЧГДТ им. Х.Нурадилова возобновил свою творческую деятельность. В 2004 году поставлен спектакль «Скапен, спаси любовь!» (режиссер – Р.Хакишев, автор – Ж.-Б.Мольер). В 2005 году, в рамках дней культуры Чеченской Республики в Москве, в здании «Театра Луны» прошла премьера спектакля. Как и в период военных действий в ЧР, национальный театр продолжал демонстрировать культуру чеченского народа, с успехом гастролируя по зарубежным странам с постановками «Песни вайнахов», «Когда рушится мир», «Женитьба» (режиссер – Р.Хакишев). С возрождением республики среди множества спектаклей в Чеченском театре звучат современно «Обет», посвященный памяти Первого Президента ЧР, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, «Бессмертные», «Совдат и Дауд», «Бож-Али» А.Хамидова, также ставятся пьесы С.Бадуева, М.Ахмадова, С.-Х.Нунуева, У.Гаджибекова, Р.Хакишева и других.

В 2008 году художественным руководителем театрально-концертного зала была назначена Хава Лолиевна Ахмадова. 23 августа 2008 года состоялось торжественное открытие великолепного, восстановленного театрально-концертного зала, разрушенного в военный период.

В 2011 году на юбилее национального театра Глава ЧР, Герой России Рамзан Ахматович Кадыров отметил: «Первый Президент ЧР, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров придавал огромное значение возрождению культуры. В самые тяжелые годы, когда республика лежала в руинах, он отдал распоряжение собрать труппу театра, наладить его работу. Он понимал, что театр жизненно важен для возвращения республики в мирное русло, для моральной поддержки людей, для духовного возрождения народа. Он был убежден, что без культуры нет нации. Сегодня все театры ЧР восстановлены. Каждый театральный сезон они готовят для зрителей интересные постановки. Хочу отметить, что Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова занимает особое место в театральной жизни республики». В том же году актеры были отмечены высокими наградами и званиями.

В 2014 году Рамзан Ахматович Кадыров подчеркнул: «В спектаклях, песнях, танцах вы показываете красоту, самобытность и богатство наших духовных ценностей, которые передавались из поколения в поколение. Вы прививаете молодежи любовь и уважение к традициям и обычаям, культуре и истории. Мы помним советские годы, когда работников культуры заставляли восхвалять идеи коммунизма, пренебрегая духовными ценностями народа. Сегодня ситуация изменилась в корне…Мы имеем прекрасные театры, концертные залы, дома культуры, оснащенные современным оборудованием. Мы прикладываем большие усилия, чтобы стимулировать деятельность работников культуры».

В 2014 году театр Хавы Ахмадовой «Серло» вошел в состав Чеченского государственного драматического театра им. Х.Нурадилова. Творчество Хавы Ахмадовой стало яркой страницей в истории чеченского театрального искусства. Единственная в республике женщина-режиссер, она сумела за короткий срок вдохнуть новую жизнь в деятельность Чеченского театра, возглавив его в октябре 2014 года. Актриса с 1988 года живет театром, с большим успехом исполняла роли в спектаклях «Земля отцов» (автор, режиссер Р.Хакишев), «Соседи» (автор С.-Х.Нунуев, режиссер М.Солцаев), «Чудаки» (автор С.Гацаев, режиссер Х.Гузуев), «Свекровь» (автор М.Шамхалов, режиссер Х.Гузуев), «Когда рушится мир» (автор О.Иоселиани, режиссер Р.Хакишев), «Свекровь и шесть невесток» (автор С.Ахмад, режиссер Р.Хакишев) и других.

В качестве режиссера Хава Ахмадова поставила блистательные комедии «Башня, построенная на льду» («Ша тIехь йина гIала»), «Денисолт», музыкальную драму «Время героев» (о чеченцах – Героях Советского Союза, участниках Великой Отечественной войны), получившую высокие оценки специалистов. Политические спектакли «Буьйсанехь адамаш» («Люди в ночи» – 2013 г., присуждена премия Правительства ЧР в 2014г.), «Марчо эца вахнарг» («Ушедший за саваном» – 2011г., одержал победу в номинации «За лучший дебют» V Международного фестиваля национальных театров «Сцена без границ», г. Владикавказ). В 2014 году Хава Ахмадова поставила комедийный спектакль «Ханума» (автор Авксентий Цагарели), который и в наше время остается аншлаговым спектаклем, вошедшим в «золотой фонд» чеченского театрального искусства. В 2015 г. получила высокую оценку специалистов и зрителей сценическая интерпретация Хавы Ахмадовой по пьесе Мусы Ахмадова «Нохчийн махкахь, нохчийн маттахь» («В родном краю на родном языке»), посвященная Дню чеченского языка. Вторая часть спектакля «Нохчийн махкахь, нохчийн маттахь» («В родном краю на родном языке») поставлена Ахмадовой в апреле 2016 г. по одноименной пьесе Мусы Ахмадова. В этой постановке Ахмадова талантливо сыграла чеченскую писательницу Марьям Исаеву. Заключительная часть трилогии была поставлена в 2019 году.

Особая тема в режиссерском творчестве Хавы Ахмадовой – неоценимая роль Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова в установлении мира в послевоенной республике и в современной жизни чеченского общества. В 2015 г. режиссер поставила спектакль «Сан некъ» (автор Муса Ахмадов), приуроченный к 64-летию со дня рождения Ахмата-Хаджи Кадырова. Показ прошел с большим успехом 23-го августа 2015 г.. Х.Ахмадовой созданы спектакли, также посвященные подвигу Первого Президента ЧР: «Серлонан бIахьо» («Воин света» – 2011г.), «Нийсонан, бакъонан тхьамда» («Воин справедливости и правды» – 2013г.), «Машаран геланча» («Вестник свободы» – 2014г. ). В августе 2016-го к 65-летию со дня рождения Ахмата-Хаджи Кадырова был поставлен лиричный и в то же время остродраматичный спектакль «Турпалхочун беркат» (по одноименной пьесе Мусы Ахмадова).

В День памяти и скорби народов Чеченской Республики (10 мая 2016 г.) театр представил историческую драму “Даймехкан сий лардинарш” (автор Муса Ахмадов, режиссер Хава Ахмадова).

Большое событие в жизни театра – постановка и московская премьера драмы Мусы Ахмадова «Лаьмнел лекха» («Выше гор»), режиссер – Хава Ахмадова. В 2017 г. спектакль был представлен на сцене Российского Академического Молодежного театра (РАМТ), г. Москва. Действие основано на народных преданиях, легендах и фактах из истории чеченского народа, отражает истоки ментальности чеченцев, национальных обычаев и традиций. Спектакль «Лаьмнел лекха» – знаковое событие в театральной жизни республики.

Юбилейный 2018 год для столицы Чеченской Республики ознаменовался масштабной театральной постановкой Чеченского театра – «Крепость Грозная» (режиссер Х.Ахмадова), посвященной 200-летию со дня основания города воинской славы – города Грозный.

В 2019 году Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова представил на сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге спектакль «Выше гор». Эпическая драма «Выше гор» по мотивам чеченских народных преданий в постановке Хавы Ахмадовой познакомила зрителей с национальным фольклором. В основе спектакля – три легенды: о милосердии и прощении, о жертвенной любви и о верности слову. Они соединены общей сюжетной линией и передают нравственный код народа – это и есть тот закон, который «выше гор».

Также был показан спектакль «Свой дом – красный дом, или Дорога домой» – эта драматическая постановка рассказала публике о жизни современного чеченского эмигранта в Париже, не желающего терять национальную идентичность в новом для себя мире. Эта тема вызвала самое пристальное внимание чеченского общества, пережившего на рубеже нового века трагедию войны, из-за которой сотни тысяч чеченцев оказались в статусе беженцев, пытающихся устроить свою судьбу за границей.

2020 год ознаменовался постановкой Хавы Ахмадовой «В горы за тобой», по пьесе драматурга Олега Михайлова. Спектакль посвящен 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В постановке была задействована интернациональная команда, главную женскую роль сыграла заслуженная артистка РФ Ольга Кабо, главную мужскую роль исполнил народный артист ЧР Сулейман Ахмадов.

Премьера прошла с триумфом в Грозном на сцене Чеченского государственного драматического театра им. Х.Нурадилова, где присутствовала Первый заместитель министра культуры ЧР Айшат Рамзановна Кадырова, оказавшая всестороннюю поддержку в реализации проекта. Далее спектакль был показан на сцене Ялтинского театра им. А.П.Чехова, в рамках Второго фестиваля национальных театров «Крымская театральная осень» г. Ялта, Республика Крым. Следующий показ состоялся в г.Грозном, в рамках открытия 90-го театрального сезона Чеченского Государственного драматического театра им. Х.Нурадилова. В октябре 2020 года показ прошел на закрытии II Всероссийского фестиваля национальных театров «Федерация». В ноябре спектакль был показан в рамках Международного фестиваля национальных театров “Южная сцена”, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика, где национальный театр Чеченской Республики решением жюри получил главный приз за Лучший спектакль фестиваля, а исполнитель главной роли – народный артист ЧР Сулейман Ахмадов был награжден призом за Лучшую мужскую роль. Театр получил памятные Дипломы и статуэтки фестиваля. За годы творческой деятельности Хавой Ахмадовой было поставлено свыше 30 разножанровых спектаклей, вошедших в историческое наследие национального театра.

Современная чеченская драматургия отмечена выдающимися именами, такими как Муса Ахмадов, Лечи Яхъяев, Саид-Хамзат Нунуев, Абу Уциев, создавшие в разные годы большое число известных произведений, по которым были поставлены спектакли, вошедшие в список национального достояния чеченской театральной культуры. Свой неоценимый вклад в историю чеченской драматургии внесли Арби Усманов, Абу Исмаилов, Хамид Азаев, Бай-Али Вахидов, Муса Дудаев, которые осуществили переводы произведений мировой классики на чеченский язык, тем самым обогатив репертуар театра значимыми спектаклями.