Статья: “Юсуп Идаев. Он играл вдохновенно”

01.05.2020

В истории чеченской культуры есть немало имен выдающихся деятелей, ученых, мыслителей, художников, которые составляют славу и гордость нации. Среди них одно из самых почетных мест по праву принадлежит непревзойденному многогранному актеру, любимцу публики, заслуженному артисту ЧИАССР, актеру театра имени Х. Нурадилова Юсупу Идаеву.

Он не только вдохновенно творил, создавал замечательные образцы театрального искусства, но и глубоко осмысливал процесс сценического творчества. Он с особой выразительностью и эмоциональностью доносил свой образ до зрителя. И даже самые сложные роли в его исполнении становились близкими и понятными.

То, что он говорил: «Моя жизнь в искусстве»,- это было истинной правдой. Юсуп, как актер, постоянно работал над собой, непрерывно совершенствовал технику, игры изучал опыт талантливых артистических поколений, а затем сформулировал для себя важнейшие положения современной театральной эстетики, но в обязательном в соотношении с национальным театром. Его авторитет в области сценического искусства смело можно было сравнить с авторитетом известных классиков. Вся жизнь Ю. Идаева была непрерывным подвигом, страстным и напряженным исканием истины в искусстве. Как настоящий актер, он никогда не удовлетворялся достигнутыми результатами, как бы блистательны они ни были. Он умел видеть и находить в своем творчестве недостатки даже тогда, когда другим оно казалось образцом совершенства.

Друзья и коллеги Юсупа Идаева знали как человека кристальной душевной чистоты, он был непримирим к тем, кто превращал сцену в средство удовлетворения своего маленького актерского самолюбия. Презирая погоню за славой, за успехом ради успеха, он утверждал любовь к творчеству, служение общественным задачам, близость искусства народу. Может еще и поэтому он пользовался огромной любовью и признанием у зрителей. Чуткое и внимательное изучение современной действительности, накопленный им огромный опыт и знания сделали Идаева признанным актером театра.

Идаев щедро передавал молодежи свой опыт и знания. Он стал идеалом для многих молодых актеров, делал много верных и тонких наблюдений в области театральной жизни, представляющих большой интерес особенно для начинающих.

Путеводной звездой Юсупа Идаева была жизненная правда. Поэтому он стремился отражать на сцене действительность в ее самых существенных и типических проявлениях. Пристально вглядываясь в окружающую его жизнь, он добивался того, чтобы искусство было понятным и близким народу. Эстетику театра Идаев никогда не отрывал от этики. Он придавал огромное значение моральному облику актера. Этому, наверное, он научился у известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, требовавшего от актеров “прежде всего, научиться любить искусство в себе, а не себя в искусстве”, который говорил: «Роль актера не кончается с опусканием занавеса – он обязан и в жизни быть носителем и проводником прекрасного».

Юсуп Идаев и был именно таким актером. Подтверждением этому можно считать и тот факт, что Глава Чеченской Республики Р. А. Кадыров в своем поздравительном обращении в честь 80-летия Чеченского Государственного Драматического театра имени Ханпаши Нурадилова назвал его имя в числе самых известных и ярких актеров.

Да, бессомненно, Юсуп Идаев был рожден для сцены. Он работал в театре Нурадилова вместе с такими же, как и он, блистательными мастерами театрального искусства как Асет Исаева, Альви Дениев, Тамара Алиева, Асет Ташухаджиева, Хава Хакишева, Муса Дудаев, Дагун Омаев, Неля Хаджиева, Муталип Давлетмерзаев, Зулай Багалова, Раиса Гичаева и многие другие.

И, конечно, с такими замечательными режиссерами как Гарун Батукаев, Руслан Хакишев и Мималт Солцаев.

Юсуп Идаев заслуженный артист ЧИАССР, актер театра имени Х. Нурадилова родился 25 июля 1938 года. Ему не было и шести лет, когда его, сделав «врагом народа», вместе со всем народом выслали в далекие степи Казахстана, где умерли его все братья и сестры. А отец его – Шамсуддин Сапаров, председатель респотребсоюза, был арестован еще в 1944 году и скончался в карагандинской тюрьме, где в те же годы был в заключении и Александр Солженицын. Так сложилось, что Медина Мациева одна воспитывала своего единственного сына. Мальчик, к счастью, оправдывал надежды матери – в школе учился хорошо, а после поступил в Грозненский нефтяной институт. Но внутренняя тяга к искусству в нем победила: в том же году, когда он узнал, что идет набор в чеченскую актерскую студию Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМИК), Юсуп сразу же подал документы туда и никогда об этом не жалел, о чем нам показывает весь его великолепный творческий путь. Зритель полюбил его с первых же ролей, которые он сыграл блистательно, потому они и вошли в «золотой фонд» чеченского театрального искусства. Кстати, а как он сыграл роль Ромео, еще будучи студентом!..

В одном из своих интервью Хеда Берсанукаева, заведующая литературной частью Чеченского театра им. X. Нурадилова, завкафедрой актерского мастерства ЧГУ, заместитель председателя Союза театральных деятелей ЧР, заслуженный работник культуры ЧИАССР и ЧР коротко, но очень красиво охарактеризовала Юсупа Идаева:

– Его первая театральная работа сразу же сделала его знаменитым. В Идаева влюбилась все женская часть Грозного, поклонницы толпами приходили на спектакли с цветами. Созданный им в дипломном спектакле образ Ромео остался одной из лучших его ролей. Не удивительно, что с первых же дней работы в театре Юсуп Идаев стал востребованным актером. Из спектакля в спектакль ему давали главные роли, и он блестяще их играл. Жених – в «Кровавой свадьбе» (Гарсиа Лорка), Фабрицио – в «Хозяйке гостиницы» (Каоло Гольдони), Фердинанд – в спектакле «Коварство и любовь» (Шиллер), Ильяс – в постановке «Тополек мой в красной косынке» (Чингиз Айтматов), Валентин – в «Разбуженной совести» (В. Шаврин)… Ему удавалось найти особую интонацию, свою интерпретацию каждой роли, передать суть образа, эпохи. В своем последнем спектакле «И дольше века длится день» он сыграл сразу три роли, причем блестяще. Национальная драматургия, пьесы авторов бывшего СССР, зарубежная классика – все было ему подвластно.

Для меня творческое и морально-нравственное начало в человеке неразрывны. Идаев был непревзойденным не только как актер. В нем своеобразно ярко сочетались красота внешняя и духовная. Всегда элегантный, галантный. Необыкновенно щедрый. В доме Зулейхан Багаловой и Юсупа Идаева каждый день были распахнуты двери для гостей. Они всегда были хлебосольными, гостеприимными людьми. За благородство Юсупа называли рыцарем театра. Все люди, которые знали Идаева, очень его любили, потому что он играл вдохновенно и с необыкновенным мастерством. К великому сожалению, умер рано. Его не стало 5 мая 1987 года…

А ведь ему было всего лишь 48! Он жил, творил и умер на сцене – сразу же после сдачи спектакля «И дольше века длится день» (сценическая интерпретация произведения Чингиза Айтматова).

Он и сегодня так нужен был и театру, и зрителю. Его ум, красота, внутренний мир все четко сочеталось даже с самим выражением – ТЕАТР! Юсупу Идаеву сегодня исполнилось бы 75 лет. Пусть его нет с нами, но память о нем не сотрется еще долгие-долгие годы, пока жив зритель и, конечно, наш любимый театр. А театр будет жить вечно! Как красавица не может обойтись без зеркала, так и мы не можем обойтись без отражения нашей жизни. Нам необходимо видеть со стороны беды и нес?астья, все радости и веселье, свободу, рабство, слезы, ме?ты, любовь…

Н. Гоголь говорил: «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Юсуп Идаев, можно с уверенностью сказать, так и сделал! А мы будем продолжать любить искусство,музыку, посещать театр, обсуждать спектакли, игру актеров, сравнивать их таланты, взвешивать, спорить, кто прав, кто виноват, где добро, а где зло. И, конечно, всегда помнить, что прекрасное и хорошее в жизни – всегда рядом, так как все это идет не столько от ума, сколько от души, от нашего ощущения. Положительные эмоции побуждают к тому, что у человека появляется доброе отношение к окружающему миру и желанию самому создавать добро.

А всему этому и учит ТЕАТР!

Автор: Дэти Сулумова