Статья: “Истоки чеченского театра”

16.04.2012

Чеченский народ может гордиться своим драматическим театром, он является достойным украшением в многогранном созвездии театральных культур России. Еще на заре Советской власти нашлись любители — энтузиасты, можно сказать, патриоты духовного поприща, заботящиеся о создании своего национального театра. Почва для его возникновения была: элементы театрального зрелища, устное народное творчество, фольклор многовековой опыт передовой русской театральной культуры.

Первой ласточкой на этом тернистом, благородном пути оказался широко образованный, прогрессивный интеллигент Денильбек Шерипов, родной брат героя гражданской войны, революционера Асланбека Шерипова, безгранично любивший литературу, искусство вообще, а театр особенно. Он организовал драматический кружок, написал для него пьесу «Алибек-Хаджи Зандакский», повествующую об отважном народном герое, возглавившем восстание горцев против ненавистного царского самодержавия.

За несколько месяцев до открытия театральной студии, 11 марта 1931 года, Секретариат Чеченского Обкома ВКП(б) в своем решении констатировал о необходимости в кратчайший срок открыть национальный театр, который «своей целевой установкой (как было записано документе) должен ставить выковку актеров-массовиков и в наикратчайший срок покончить с культурной отсталостью». Репетиции пьесы проходили у Данильбека Шерипова дома, премьера имела шумный успех.

В мае 1931 года был дан толчок рождению первой театральной студии. Активное участие в ее создании и открытии принимали Чеченский Облисполком, Облоно Софпроф. Они финансировали творческий коллектив. Грозненский Горисполком передал ему летний театр в саду им. 1-го мая, здание кинотеатра «Гигант» по улице Ленина и большой просторный дом по улице Субботникова 32, где были предоставлены учебные классы и общежитие. Работа шла споро: учебный репертуар состоял из пьес первого заведующего литературной частью театра, будущего основоположника чеченского литературы и драматургии Саида Бадуева (»Большевистский сев», «Горы меняются», «Закон отцов», «Не всегда мулле байрам», «Женитьба Цаэбы», «Алхан-Кала» — Т. Эльдарханова, «Шейхмохсум»- И. Эльдарханова, «Макажоевский имам» — М. Яндарова будущего директора театра). Дебютировал рождающийся театр-студия драмой Саида Бадуева «Красная крепость», рассказывающей о событиях гражданской войны в Чечено-Ингушетии. Ее премьера состоялось 15 июля 1933 года во дворце культуры им. Ленина перед участниками торжественного собрания посвященного 10-летию Чеченской Автономии. На следующий день газета «Серло (Свет)» пестрела красочным иллюстрированным разворотом, посвященным этому событию в культурной жизни республики духовной жизни чеченского народа. На снимках не только именинники, игравшие спектакли, а также художественно-руководящий состав все, кто участвовал в подготовке этого события вплоть до заместителя директора по хозяйственной части. Надо сказать, творчество Саида Бадуева, сыграло особую роль в рождении национальной драматургии. Его перу принадлежат 15 оригинальных пьес, написанных на самые разные темы и посвященых актуальным вопросам народной жизни, борьбе с пережитками прошлого и другими негативными явлениями. А его драма «Петимат» стала классикой чеченской драматургии и долгие годы не сходила со сцены театра.

В 1934 году над Чеченским театром взял шефство старейший Грузинский театр им. Шота Руставели, при котором открылась и успешно завершила свою учебу чеченская театральная студия. Позже нашим театром руководил его главный режиссер, народный артист Грузинской ССР Арчил Чхартишвили. Так родился Чеченский драматический театр, он получил первоначально имя Асланбека Шерипова. Позже он будет переименован на имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова. Это была точка отсчета, от которой начался трудный, но прекрасный путь длиною в 77 лет, увенчанный почетной славой, признанием и неизменной зрительской любовью. Сегодня когда, к сожалению, несколько пошатнулись межнациональные отношения, уместно вспомнить представителей разных национальностей его создававших, мастера культуры и искусства разных народов. Первыми руководителями были: Владимир Шатов, Всеволод Шанин, Тимофей Нефедов. Потом театр студию возглавил Александр Туганов. Режиссерами стали азербайджанец Мамед-Заде Алили, грузин Арчишвили.

В 1937 году после окончания ГИТИСа пришел в театр первый — режиссер чеченец Гарун Батукаев. В разные время в театре работали режиссеры Владимир Вайнштейн, Николай Дециг, Александр Ридаль, Павел Харлип, Минай Германович Минаев, Эрих Шмидт и многие другие, оказавшие чеченскому театру бескорыстную творческую помощь. Неоценимый вклад в дело подготовки национальных кадров внесли известные театральные вузы страны — уже упомянутый ГИТИС и Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии, которые осуществили по два выпуска театральных студий.

Второе рождение театра пережил в 1958 году: труппу пополнила талантливая молодежь, а чуть позже и выпускники ЛГИТМиКа во главе с ныне известными режиссерами Р. Хакишевым и М. Солцаевым, с именами которых связан взлет и расцвет театра. Коллектив театра освоил сложнейшую мировую и отечественную классику. В репертуаре были В.Шекспир, Ф.Шиллера, Г. Лорка, А. Пушкин, А. Островский, Н. Гоголь, А. Чехов… В эти годы ставили спектакли «Бож-Али», «Бессмертные», «Совдат и Дауд» (А. Хамидов), «Свобода или смерть», «Шейх Мансур» (М. Солцаев), «Соседи», «Один лишь Бог» (С.-Х. Нунуев), «Черная коса» (Л. Яхъяев), «Таймиев Бейбулат» (М. Мусаев), «Бешто» (М. Солцаев, М. Гешаев) и др.

Спектакли «Песни вайнахов», «Бессмертные», «Пока арба не перевернулась», «Женитьба Бальзаминова», «Пир во время чумы», «Тигр и гиена», «Юбилей» в сценической интерпретации и постановке заслуженного деятеля искусств РФ и ЧР, лауреата Государственных премий РФ и ЧР Р. Хакишева, «Лениниана», «Бож — Али», «Борьба» в постановке народного артиста РСФСР М. Солцаева были отмечены почетными дипломами Союзов театральных деятелей и министерств культуры СССР и РСФСР, премиями на престижных театральных фестивалях СССР и РСФСР. Театр не однократно выезжал на гастроли в Москву, Ленинград, Осетию, Калмыкию, Карачаево-Черкессию, Кабардино-Балкарию, Ахметовский район Грузии, откуда привозили высокие отзывы о талантливой самобытной режиссуре и высоком искусстве актеров. Почетных званий народных и заслуженных артистов Чеченской республики и Российской Федерации удостоены М. Давлетмирзаев, Д. Омаев, Н. Хаджиева, З. Багалова, Р. Гичаева, М. Дудаев, Х. Азаев, А. Джамаев, С. Докаев, З. Радуева, Б-А. Вахидов, радуют зрителей своим мастерство и молодые актеры Х. Кутаев, С. Хакишева, А. Муртазалиева, Д. Шахбазова, У. Зубайраев и др.

В годы военного лихолетья театр не остановил свою творческую деятельность. Находясь в эвакуации в республиках Северного Кавказа, в городе Анапе Краснодарского края, коллектив театра обслуживал зрителей в местах проживания, отметил 75-й юбилей театра во дворце искусств в городе Краснодаре 2001 году, где имел большой успех и общественный резонанс. Театр выезжал с помощью зарубежных коллег во Францию, ФРГ, Берлин, Мюльхам, Бремен, Штутгарт. Творческие работники приняли участие в важной для театра научно-практической конференции «Новые тенденции в театральном деле: поиск совместных путей к интеграции». В целях безопасности это конференция проходила в городе Назрани, участниками ее были представители всех республик Северного Кавказа, а организатором — СТД РФ. При самом деятельном участии всемирно известного художественного руководителя и директора Ленинградского Мариинского театра Валерия Гергиева, предоставившего свой знаменитый производственный комбинат по изготовлению декорации и шитью сценических костюмов, Руслан Хакишев поставил костюмированный спектакль — классику «Скапен, спаси любовь» по пьесе самого театрального французского драматурга Ж-Б. Мольера.

Этот спектакль с успехом был показан в Москве, стал участником фестиваля «Сцена без границ», где удостоился почетными дипломами по двум номинациям: яркое сценическое постановка и высокая культура. По совместному проекту с Международным Комитетом «Красный Крест» в театре с Русланом Хакишевым поставлен спектакль — сказка «Маленький принц» Сент Экзюпери, который был показан в Москве и удостоен почетного диплома «Фонда Экзюпери». Сегодня на пороге своего 77 летия — даты ко многому обязывающей, коллектив Чеченского драматического театра под руководством Р. Хакишевым, по-прежнему находится в хорошей творческой форме. Коллектив, который вел своих зрителей к высотам великих истин, нравственных высот, продолжает работать над освоением новейшей истории, постижением проблем современности и в этом ряду одна из главных работ театра спектакль «Обет» Л. Яъхяева, посвященная Герою России, президенту Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырову, в постановке Р. Хакишева. Спектакль выдвинут на присуждение Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Ни военное лихолетье, ни лишения, ни потери близких и родных, ни разрушения родных театральных стен — ничто не сломило коллектив, его волю к жизни, любовь и преданность своему театру. Потому и сегодня театр так любим и востребован зрителем. Мы очень дорожим этой любовью и признанием. Верим, что круг наших поклонников особенно среди молодых людей, которые в силу трагических обстоятельств надолго оказались оторванными от национального искусства, станет шире, что наше творчество станет частью их духовной жизни.

Чеченский драматический театр им. Ханпаши Нурадилова в преддверии большого радостного праздника — начало послевоенной стационарной деятельности театра. Все готово к этому торжеству: восстановленное в самом современном стиле театральной архитектуры здание, роскошное убранство фасада и изнутри. Низкий поклон от коллектива, многочисленной зрительской аудитории, поклонников театра всем, кто преподнес столь драгоценный дар. В добрый час и в добрый путь к духовным высотам человечества!

Автор: Х.Берсанукаева