200 лет Островскому!

“Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как академия, университеты, музеи”.
Александр Николаевич Островский

12 апреля в России отмечают 200-летие знаменитого русского драматурга Александра Николаевича Островского. Указ Президента РФ В.В.Путина №700 от 13.11.2020 гласит: «В связи с исполняющимся в 2023 году 200-летием со дня рождения великого русского драматурга А.Н. Островского постановляю провести мероприятия, посвященные празднованию юбилея». Зам.председателя правительства РФ Татьяна Голикова, назначена ответственной за выполнение плана мероприятий отметила: «200-летний юбилей выдающегося русского литературного деятеля Александра Николаевича Островского, чей вклад в развитие отечественного драматического театра переоценить невозможно, является важнейшим событием для нашей страны, и его празднование должно пройти на самом высоком уровне». С инициативой о проведении масштабных мероприятий по празднованию в 2023 году 200-летнего юбилея Александра Островского выступил председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин в ходе заседания Совета по культуре и искусству при президенте Российской Федерации 27 октября 2020 года. Инициатива была поддержана Владимиром Путиным.

Министр культуры РФ Ольга Любимова: «Документ празднования состоит из пяти основных блоков, объединяющих основные юбилейные и торжественные мероприятия, социально значимые и культурно-просветительские мероприятия и акции, мероприятия в рамках международного сотрудничества, кластерное развитие территорий, связанных с именем А.Н. Островского, и мероприятия в регионах». Также министр отметила: «Запланировано расширение репертуаров театров федерального ведения по произведениям А.Н. Островского, проведение выставок, научных конференций, творческих лабораторий, книжных экспозиций, производство фильмов, приуроченных к 200-летию со дня рождения великого драматурга».

В план вошли 68 мероприятий, связанных с жизнью и творчеством Александра Островского, отражающие его вклад в развитие русской литературы и становление национального театра. Отдельно в документе отражены три направления по линии Малого театра России, музея-заповедника «Щелыково» и СТД РФ.

А.Н. Островский поистине народный, русский драматург, его пьесы поразительно ярко и всеобъемлюще охватывают обыденную жизнь каждого человека. Именно с него начинается русский театр в его современном понимании, драматург одним из первых создал театральную школу, разработал целостную концепцию театральной постановки.

Многие русские писатели, драматурги были устремлены к крайним проявлениям, высокому напряжению ментальности. А Островский блистательно разрабатывал среднюю линию жизни. У него человек на сцене соразмерен человеку в зале. Зритель может себя идентифицировать с любым из героев, взависимости от своего характера и положения в обществе. Александр Николаевич демонстрировал обыкновенного человека, существующего в обыкновении своей жизни, в этом уникальность его творчества. По словам замечательного мхатовского режиссера Владимира Сахновского: «Он мог разглядеть и открыть «духовную бездну» в явлении мелком, казусном и тривиальном. В раскрытии чуда обыкновенной и вместе с тем неповторимой индивидуальности — его талант».

О своём призвании Островский говорил: «Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого есть – какая-нибудь задача. Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов; для драматического искусства покровительственным учреждением должен бы быть императорский театр, но он своего назначения давно не исполняет, и у русского драматического искусства один только я. Я – всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врождённым способностям я стал во главе сценического искусства». Островский А.Н., Автобиографическая заметка / Полное собрание сочинений в 12-ти томах, Том 12, М., «Государственное издательство художественной литературы», 1952 г., с. 246.

Ранним творчеством Островского, известным широкому кругу обывателей принято считать: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного только один шаг» и «Записки замоскворецкого жителя». Для Островского его настоящей первой пьесой была «Картина семейного счастья», именно о ней перед смертью будет говорить драматург: «Самый памятный для меня день в моей жизни: 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уж без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

Театр впервые обрел своего драматурга в лице Островского в 1853 году, с постановкой комедии «Не в свои сани не садись». Спектакль имел очень большой успех, публика была под впечатлением, удивительная правда жизни, сказанная со сцены. И актеры не играли, а жили на сцене. Впоследствии сам Островский назовет это «школой естественной и выразительной игры». После первой премьеры для Островского начинается новый этап его жизни. Тридцать с немногим лет по пьесам Островского почти каждый сезон ставили спектакли в московском Малом и петербургском Александринском театрах. Также с 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». 

Наиболее популярными спектаклями в дальнейшем стали:
“Семейная картина” (1855), “Свои люди – сочтемся” (1857), “Утро молодого человека” (1853), “Неожиданный случай” (1902), “Бедная невеста” (1853), “Не в свои сани не садись” (1853), “Бедность не порок” (1854), “Не так живи, как хочется” (1856), “Доходное место” (1863), “Праздничный сон — до обеда” (1857), “Не сошлись характерами” (1858), “Гроза” (1859), “Старый друг лучше новых двух” (1860), “Свои собаки грызутся, чужая не приставай” (1861), “За чем пойдёшь, то и найдёшь” (Женитьба Бальзаминова) (1863), “Козьма Захарьич Минин-Сухорук” (1867), “Грех да беда на кого не живет” (1863), “Тяжелые дни” (1863), “Шутники” (1864), “Воевода” (Сон на Волге) (1865), “На бойком месте” (1865), “Пучина” (1866), “Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский” (1867), “Тушино” (1867), “Василиса Мелентьева” (1868), “На всякого мудреца довольно простоты” (1868), “Горячее сердце”(1869), “Бешеные деньги”(1870), “Лес”(1871), “Не всё коту масленица”(1871), “Не было ни гроша, да вдруг алтын”(1872), “Комик XVII столетия”(1872), “Снегурочка”(1873), “Поздняя любовь”(1873), “Трудовой хлеб”(1874), “Волки и овцы”(1875), “Богатые невесты”(1875), “Правда — хорошо, а счастье лучше”(1876), “Счастливый день”(1877), “Последняя жертва”(1877), “Женитьба Белугина”(1877), “Бесприданница”(1878), “Дикарка”(1879), “Сердце не камень”(1879), “Светит, да не греет”(1880), “Невольницы”(1880), “Блажь”(1880), “Таланты и поклонники”(1881), “Старое по-новому”(1881), “Красавец мужчина”(1882), “Без вины виноватые”(1884), “Не от мира сего”(1885) и другие.

В 1863 году Александр Николаевич получает Уваровскую премию (за пьесу «Гроза»), позднее его избирают членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1866 году драматург основывает Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей. В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова.
В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, Островского избрали Председателем. Также он усердно трудился в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров Российской империи. Обладая достаточными знаниями и опытом театральной деятельности он добивался множества преобразований, направленных на улучшение положения артистов. В 1885 году уважаемого драматурга назначают заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Деятельность Островского как переводчика произведений французских, итальянских, испанских, английских драматургов. Работая над переводами Островский был движем стремлением обогатить репертуар русской сцены образцовыми произведениями западной драматической литературы, что способствовало бы повышению исполнительского мастерства для русских актёров. Островским были переведены более 40 произведений Плавта, Сенеки, Теренция, Макиавелли, Шекспира, Сервантеса, Гольдони, Кальдерона и др.

Островский был уверен в том что создавать спектакли необходимо, он писал: «Чем искусство выше, отрешённее, общее, тем оно более практикует мозг. Таким образом, «искусство для искусства», при всей своей видимой бесполезности, приносит огромную пользу развитию нации».

Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова в этом году чествует творчество знаменитого и любимого всеми драматурга, отмечая его 200-летие показом спектакля «Женитьба Бальзаминова» («Бальзаминовс зудайалор»), в постановке Хавы Ахмадовой. Премьера спектакля состоялась 5 декабря 2022 года. Проект был осуществлен при поддержке СТД РФ. В спектакле задействован яркий актерский состав: Павлу Петровну Бальзаминову играет народная артистка РФ Зулейхан Багалова, Михайло Дмитриевича Бальзаминова – актер драмы Али Алиев, Акулину Гавриловну Красавину (сваху) – народная артистка ЧР Джамиля Шахбазова, Лукьяна Лукьяныча Чебакова (офицера в отставке) – народный артист ЧР Шамиль Алханов, Домну Евстигневну Белотелову (вдову) – заслуженная артистка ЧР Сацита Ахмутханова и многие другие. Великолепная пьеса Островского, мастерство актеров, интересные режиссерские решения, декорации, музыкальное оформление – это все атрибуты хорошего театрального действа, воссоздающие на сцене реалистичную, живую, комедийную историю, которая нравится зрителям. Впервые спектакль по пьесе «Женитьба Бальзаминова» был поставлен в 1863 году, но несмотря на почтенный возраст и более чем 150-летнюю историю, спектакль и сейчас актуален и высоко ценится публикой.

Спектакль идет на чеченском языке с синхронным переводом. Продолжительность 1 час 20 минут.

Приглашаем всех ценителей творчества Островского 11, 12, 13, 14 апреля в Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова на показ комедии «Женитьба Бальзаминова»! 

Билеты в кассах театра и онлайн! Билеты можно приобрести по Пушкинской карте! Ждем вас!

 

Проиграть видео

© Пресс-служба ЧГДТ им. Х.Нурадилова
При перепечатке материалов, ссылка на сайт театра обязательна

image_pdfimage_print

Купить билет

по Пушкинской карте

Приобрести билеты Вы можете онлайн с помощью нашего удобного и легкого сервиса! Кликните по кнопке «Купить билет», выберите спектакль, места в зале и оплатите не выходя из дома любым удобным вам способом! Ждем вас в театре!
  • 0
  • 219
  • 2 702
  • 13 003
  • 236 725
Адрес
364031, Чеченская Республика,
г. Грозный, ул. Г.Угрюмова 73
Время работы

Пн-Пт 9:00-18:00

Кассы театра

8 (8712) 22-28-09

Copyright © 2021-2024. Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова. Все права защищены.