Мималт Мусаевич Солцаев. 20 мая 1938 – 11 декабря 2013, Грозный. Заслуженный деятель искусств РСФСР (28.01.1983), Народный артист РСФСР (13.01.1989). Выпускник режиссерского факультета ЛГИТМиКа 1963 года (мастерская Г.А. Товстоногова).
В 1965-1991 (с перерывами) – главный режиссер Чечено-Ингушского театра им. Х. Нурадилова. В 1967 году – главный режиссер Ленинградского Малого драматического театра. В начале 90-х начал педагогическую деятельность при Московском государственном институте культуры и искусств (профессор). Добился открытия чеченской студии «Нахи» при МГИКиИ, где готовил молодые профессиональные кадры. В 2006-2013 годах – главный режиссер Чеченского государственного русского драматического театра имени М. Лермонтова.
В 1963 году Мималт Солцаев завершил учебу в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кино (ЛГИТМиК). Одновременно он прошел великолепную школу у всемирно известного режиссера, профессора Георгия Александровича Товстоногова и даже слыл одним из его любимых учеников. Его первым спектаклем в 1963 году был «Разбуженная совесть» по пьесе Валерия Шаврина. За ним последовали «Скованные цепью» Дугласа и Смита.
“Солцаев – режиссер романтико-трагического репертуара, он предпочитает создавать крупные сценические полотна. В этом смысле большие возможности давала зарубежная классическая драматургия – произведения Лопе де Вега, Корнеля, Шекспира. Он ставит «Собаку на сене», «Сида», «Кориолана», «Ричарда III», – пишет журналист Абдулла Гапаев. – Следом появилась трагедия Корнеля «Сид» с Юсупом Идаевым в роли Родригеса и Нелли Хаджиевой в роли Химены. В спектакле раскрылся талант актера Ахъяда Гайтукаева, которого режиссер неожиданно для всех поставил дублером Идаева”.
О Солцаеве заговорили сразу, как только он поставил «Скованные цепью» Дугласа и Смита. Спектакль посмотрели театралы соседних республик и областей, но после спектакля «Сид» о режиссере заговорили не только на Кавказе, но и в России, и во всем Советском Союзе. Именно этот спектакль поставил имя Солцаева в один ряд десяти лучших режиссеров страны.
В то же время в полной мере проявился талант Солцаева-драматурга. В 1968 году он написал драму «Бешто» по мотивам одноименной повести Саида Бадуева. Главные роли поручили Магомеду Цицкиеву и Нелли Хаджиевой, а также Дагуну Омаеву и Зулейхан Багаловой. Здесь показана вечная тема любви, сталкивающейся с непреодолимыми препятствиями, с алчностью, с предрассудками. Режиссер и актерский коллектив создали романтический спектакль о высокой любви.
Во время войны режиссер не сидел сложа руки. В июне 1995 года мне довелось побывать на спектакле “Бож-Али”, который Мималт поставил на сцене кабардинского драматического театра. По реакции зала можно было судить об отношении зрителей к тому, что происходит на сцене. Позже М.Солцаев ставит еще одну комедию – “Жених поневоле” – на сцене балкарского театра. “У него такой неугомонный характер, он всех нас тут рсшевелил и периодически называет нашу труппу дачниками”, – рссказывала одна из молодых актрис, задействованных в спектакле.
Печально, что что годы войны принесли в дом Мималта страшную трагедию – снайперским выстрелом была убита его жена, осиротив единственную дочь Солцаевых. Сам режиссер оказался оторванным от любимого дела, хотя время отлучения от театра он не тратил зря – обучал мастерству молодых актеров, ставил спектакли на сценах многих театров страны, был активен и очень востребован. При всей своей известности он человек непубличный. Наверное, поэтому нам так мало известно о нем, мало что известно о его планах, о его жизни в целом.
РОЛИ В ТЕАТРЕ:
«Ричард III» У. Шекспира
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера
«Сид» П. Корнеля
«Кориолан» У. Шекспира
«Собака на сене» Лопе де Вега
«На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского
«Из тьмы веков» Идриса Базоркина
«Человеческая трагедия» Имре Мадача
«И дольше века длится день» Чингиза Айтматова
«Разбуженная совесть» по пьесе Валерия Шаврина
«Скованные цепью» Дугласа и Смита
«Асламбек Шерипов» М.М. Солцаева
«Петимат» Саида Бадуева
«Бессмертные» А. Хамидова
«Бешто» М. Солцаева по одноименной повести С. Бадуева
«Лениниана» М. Солцаева по мотивам пьес А. Корнейчука, Н. Погодина, К. Тренева, М. Шатрова
«Инспектор ОБХСС» М.М. Солцаева
«Рыцари Кавказских гор» М. Солцаева по мемуарам А. Автрханова и произведениям М.Ю. Лермонтова
«Бож-Али» А. Хамидова (на сцене Кабардинского театра)
«Жених поневоле» (на сцене Балкарского театра)
Грозненский русский театр им. М. Ю. Лермонтова:
1976 – “На всякого мудреца довольно простоты” А. Н. Островского
1976 – “Ночная повесть” К. Хоинского
1977 – “В августе сорок четвёртого” В. Богомолова
1977 – “Утиная охота” А. Вампилова
1978 – “Глубокая разведка” А. Крона
1979 – “Трагедия человка” И. Мадача
1979 – “Аморальная история” Э. Брагинского и Э. Рязанова
2005 – “Рыцари кавказских гор” М. Солцаева
2008 – “Предложение”, “Медведь” А. П. Чехова
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
- Государственная премия РСФСР им. К.С.
- Станиславского (1983) — за спектакль
- «Лениниана», поставленный на сцене Чечено-Ингушского драмтеатра имени Х. Нурадилова.
- Лауреат Госпремии Чеченской Республики.
- Лауреат премии Ленинского комсомола ЧИ АССР.
- Диплом фестиваля Венгерской драматургии в СССР – за спектакль Грозненского республиканского русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова “Трагедия человека” И.Мадача