Статья: “Чеченский профессиональный драматический театр”

Вайнахский профессиональный драматический театр был основан в 1931 году, а через 13 лет вместе с народом отправился в изгнание. С восстановлением республики в 1957 году Чечено-Ингушский театр (которому в 1943 году было присвоено имя Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова) возобновляет работу на родине.

В условиях творческой несвободы театр, как и другие виды искусства, должен был существовать в заданных идеологических рамках. Этим определялась тематика спектаклей: борьба с пережитками прошлого, раскрепощение женщины-горянки, трудовой подвиг советского народа, антирелигиозная тема и др. Конечно, все это не могло истребить истинные духовные ценности вайнахов. Народ продолжал жить по законам своей, глубинной, пульсирующей в нем силы, существующей, пока он ощущает себя народом.

Наибольшим успехом пользовались комедии — вайнахи всегда любили посмеяться над собой!

Пьеса А. Хамидова «Бож-Али», поставленная П. Харлипом в 1965 году, стала чеченской театральной классикой. Спектакль выдержал наибольшее количество представлений, был отмечен дипломом и премией на смотре, посвященном 50-летию Октября. Корреспондент «Советской культуры» В. Полтавцев, анализируя этот спектакль, писал: «Думается, что национальному Чечено-Ингушскому театру удается сохранить и продолжить линию творческого слияния различных по возрасту, школам и направлениям актеров в едином ансамбле».

С середины 60-х годов, с приходом М. Солцаева и Р. Хакишева, воспитанников ленинградской академической школы, Чечено-Ингушский театр из социально-бытового превратился в театр героической романтики и высокой поэзии. Героико-романтическая тема стала главной в его репертуаре.

Первые крупные гастроли в Москве прошли летом 1971 года. В столицу театр привез спектакли: «Асланбек Шерипов», «Бешто» М. Солцаева, «Бессмертные» А Халидова, «Петимат» С. Бадуева, «Нефтяники» Н. Музаева, «Кровавая свадьба» Г. Лорки.

Театр стремился рассказать московским зрителям о героических представителях нашего народа.

Героическая драма «Бессмертные» прославляла подвиг, совершенный в Великой Отечественной войне Героем Советского Союза Ханпашой Нурадиловым, чье имя носил театр. О людях сильных духом, об их борьбе за свободу и счастье рассказывали спектакли «Бешто» и «Петимат».

Героические нотки звучали и в современной драме «Нефтяники», и в классической трагедии испанца Лорки «Кровавая свадьба». А героическая драма «Асланбек Шерипов» рассказывала о легендарном революционере, герое гражданской войны. «Уже в «первых спектаклях проявились неповторимые творческие особенности коллектива театра — стремление к искусству высокой героики и патетики. Темперамент режиссуры, эмоциональность актерского исполнения, развернутый музыкальный фон — все направлено на выявление больших идей, мыслей, чувств», — писала «Московская правда» 11 августа 1971 года.

Хроника Шекспира «Ричард III» всегда вызывала полемику среди исследователей творчества английского драматурга. Один из основных спорных моментов — жанровая принадлежность пьесы. Театр в 60—70-е годы рассматривал пьесу как трагифарс. В 70-е годы «Ричард III» становится ведущей постановкой в репертуаре театра.

Спектакль «Пир во время чумы», поставленный Р. Хакишевым по произведениям Пушкина, раскрывает его маленькие трагедии как целостное произведение с единым героем — поэтом, который может менять обличья, но неизменно будет нести идею независимости, непокорности — идею свободы.

После работы над произведениями зарубежной и русской классики Хакишев обращается к фольклору и ставит спектакль «Песни вайнахов». Из множества народных песен, веселых и грустных, воинственных и лирических, свадебных и траурных, режиссер отобрал самые яркие и характерные и в то же время точно укладывающиеся в сюжетную канву. И родилось произведение, глубоко народное по духу и содержанию, традиционное и в то же время чрезвычайно оригинальное по форме.

Пели и танцевали в спектакле все актеры, и делали это темпераментно и профессионально. Заслуга в этом не только балетмейстера и режиссера. Сказались народная одаренность, музыкальность и пластичность, свойственные вайнахскому народу. В 1977 году спектакль «Песни вайнахов» получил Госпремию РСФСР.

Своеобразным подведением итогов почти ЗО-летней деятельности Чечено-Ингушского драматического театра явились гастроли в Москве в 1984 году. Гастрольный репертуар театра состоял из спектаклей «Из тьмы веков» И. Базоркина, «Кориолан» Шекспира, «Инспектор ОБХСС» М. Солцаева, «Иду в путь мой» А. Проханова, «Ревизор» Гоголя, «Когда арба перевернулась» О. Иоселиани. Позже в театре имени Ханпаши Нурадилова с большим успехом несколько сезонов, вплоть до начала боевых действий в Грозном, шли спектакли «Чудаки» Саида Гацаева (постановка Руслана Хакишева), комедия «Соседи» и драма «Один лишь Бог» Сайд-Хамзата Нунуева (постановки Мималта Солцаева и Руслана Хакишева).

Чечено-Ингушский драматический театр всегда воплощал в себе лучшие черты народа, он говорил со сцены о самом сокровенном, подспудном мироощущении вайнахов. В лучших своих спектаклях театр опережал историю и поднимался до пророчества. Оправданный, стремящийся к преобразованию мира, не терпящий компромиссов максимализм трагических образов как бы предупреждал о возможных катастрофах. И одновременно устами героев спектаклей театр говорил о невозможности уйти за пределы генетической ментальности, противящейся всякому проявлению несвободы. В этом противоречии — трагедия народа, выразителем которого всегда был Чечено-Ингушский драматический театр.

Русскому театру в Грозном непросто сосчитать свой возраст: смотря что считать днем рождения. В 1904 году свои первые постановки с полупрофессиональным коллективом начал ставить в Грозном режиссер, ставший гордостью российского театра — Евгений Вахтангов. В 20-е годы сюда приезжал нарком просвещения А.В. Луначарский — специально на премьеру постановки его пьесы «Яд».

В 20-е годы в связи с реконструкцией нефтяной промышленности стремительно увеличивалось население Грозного. За пять лет — с 1920 по 1925 год — оно выросло с 45 до 60 тысяч. Ощущалась нехватка учреждений культуры. В это время по проекту архитектора А. П. Ларионова начал строиться комплекс, включавший в себя школу, театр, зал съездов. Кроме того, городские власти приняли решение о сооружении большого современного кинотеатра. Его строили на заложенном еще в 1914 году фундаменте «доходного дома» нефтепромышленника Схиртладзе на улице Красных фронтовиков. В этом помещении в конце 1928 года и открылся первый в истории города театр. 12 января 1929 года газета «Грозненский рабочий» сообщила о первой постановке. Это была пьеса драматурга Ромашева «Конец Криворымска».

Грозненский русский драматический театр был образован в 1938 году специальным постановлением совнаркома ЧИ АССР. А в ноябре 1938 года зрители увидели и первую работу коллектива — спектакль по пьесе Н. Погодина «Человек с ружьем». Второй постановкой театра стал спектакль «Кремлевские куранты». Русским театром в Грозном руководили в разное время талантливые режиссеры: М. Трофимовский, И. Гуревич, В. Игнатов, В. Белов, Е. Красницский, А. Исаев, В. Губин, Н. Децик.

Имя великого русского поэта М. Ю. Лермонтова было присвоено театру в 1941 году. Коллектив осуществил несколько постановок пьес Лермонтова, в том числе — «Испанцы» и «Маскарад».

Репертуар театра был обширным: классика и современная драматургия, драмы и комедии и, конечно же, постановки для детей. Репертуар русского театра отражал основные вехи в истории чеченского народа и всей страны. Достаточно назвать несколько постановок: «А поутру они проснулись» по пьесе В. Шукшина, «Три минуты Мартина Гроу» по пьесе Г. Боровика, «Любви все возрасты покорны» Г. Рябкина. Театр много и охотно работал с местными авторами: были поставлены пьесы Н. Мурзаева, А. Бокова «Мы вернемся, Нани», А. Мальсагова «Расплата». Постановки театра не раз удостаивались высших наград и дипломов на всесоюзных и всероссийских конкурсах.

В годы Великой Отечественной войны концертные бригады грозненского русского театра часто выезжали на фронт. А еще артисты собирали деньги на строительство самолетов. За сбор средств на защиту Родины театр был удостоен благодарности Верховного главнокомандующего.

С русским театром в Грозном связаны биографии таких знаменитых людей, как народный артист РСФСР В. Оглоблин, засл. артисты РСФСР и народные артисты ЧИ АССРМ. Слуцкая и И. Жирнов, засл. артисты ЧИ АССР и СО АССР В. Панов, Н. Чипиженко, А. Михайлушкин, С. Холмский, А. Третьяков. Со сцены этого театра начиналась артистическая карьера известных деятелей театра и кино И. Смоктуновского, С. Бондарчука, Л. Броневого.

И сейчас все грозненцы и коллектив русского театра ждут восстановления мирной жизни, чтобы снова вспыхнули огни рампы, поднялся занавес и ожила сцена.

В культурной жизни чеченской столицы Грозного был и еще один театр — для подрастающего поколения республики. На фасаде белокаменного здания по вечерам загорались разноцветные буквы: «Кукольный театр». В этом здании находилась маленькая кукольная страна, которую населяли герои разных сказок. В их жизни всегда побеждало добро, и не было места злу.

Грозненский театр кукол начал работать еще в 1935 году. 30 ноября 1935 года впервые афиша пригласила на спектакль не взрослых, а детей. Был поставлен первый кукольный спектакль «Волшебные галоши». Этот день считается днем рождения театра. Свое первое здание, хоть и совсем не большое, театр получил сразу же после Великой Отечественной войны — в 1946 году. И куклы сразу же порадовали детей в сказке «Девочка и медведь».

Первые постановки Грозненского кукольного театра готовили русские режиссеры — П. Вольский, А. Балабанов. С 1957 года в театре уже работала полноценная чеченскаятруппа. В ней были такие способные актеры, как Т. Алиева, А. Ташухаджиева, С. Шаипова, Т. Закриев, М. Албастов, Р. Мехтиева. Режиссерами-кукольниками стали Билал Саидов, Гарун Батукаев, Хасан Шаипов. А вскоре у театра появились и свои национальные авторы. Одной из первых таких постановок была сказка А. Хамидова «Сизокрылый голубь».

В 1968 году в Грозненском кукольном театре образовалась еще одна труппа — ингушская. Вслед за ней появилась экспериментальная труппа, создававшая спектакли для самых маленьких зрителей — дошкольников.

В 70-е годы директором театра стал молодой театровед, выпускник ленинградского театрального института Бек Абадиев. Театр состоял из трех самостоятельных коллективов: русского, чеченского и ингушского. У них было общее руководство, но каждый имел своих актеров и режиссеров. А репертуар был интернациональный: пьеса Б. Абадиева «Приключения Ибрагима», О. Тараковской «По щучьему велению», Г. Гагиева «Пусть всегда будет солнце», сказка по пьесе В. Раббано «Маленькая фея», «Бексултан», «Огниво», «Царевна-лягушка», «Храбрый Кикила» — сказки, сказки, сказки…

Театр гастролировал по всей республике и выезжал за ее пределы во многие города страны. И каждый его спектакль был праздником для детей. Военные действия 90-х годов лишили театр здания, коллекции кукол. Но дух театра жив.

 

Авторы: Р. Ташаева, С.-Х. М. Нунуев

© Пресс-служба ЧГДТ им. Х.Нурадилова
При перепечатке материалов, ссылка на сайт театра обязательна

image_pdfimage_print

Купить билет

по Пушкинской карте

Приобрести билеты Вы можете онлайн с помощью нашего удобного и легкого сервиса! Кликните по кнопке «Купить билет», выберите спектакль, места в зале и оплатите не выходя из дома любым удобным вам способом! Ждем вас в театре!
  • 0
  • 330
  • 2 582
  • 13 033
  • 237 229
Адрес
364031, Чеченская Республика,
г. Грозный, ул. Г.Угрюмова 73
Время работы

Пн-Пт 9:00-18:00

Кассы театра

8 (8712) 22-28-09

Copyright © 2021-2024. Чеченский государственный драматический театр им. Х.Нурадилова. Все права защищены.