Выступление Чеченского театра в Зарайске, небольшом старинном городке в центре России, но расположенном в стороне от федеральных трасс и железных дорог, благодаря чему во многом сохранившим свой неповторимый облик и застройку с великолепным Кремлем, стало не только большим культурным событием, но подтвердило в очередной раз очевидное: настоящее, живое искусство не приемлет никаких границ и вызывает искренний отклик даже у публики, не избалованной театром.
Драма О.Михайлова, поставленная Хавой Ахмадовой, свидетельствует о репертуарной последовательности Чеченского театра в выборе современной драматургии как пути осмысления нашей сегодняшней жизни и определения её идеалов через проживание трагических событий в истории чеченского народа и всего нашего Отечества и сохранении памяти о них с надеждой и верой, что подобное не может и не должно повториться когда-либо.
Хаву Ахмадову, как режиссера, острочувствующего драматизм современного бытия человека, не может не волновать тема героя: есть ли сегодня такой герой, который мог бы быть примером, образцом для всех нас, и особенно для молодых, входящих в жизнь? Такой герой в наших представлениях проявляет отвагу и мужество в экстремальных испытаниях и обстоятельствах, совершает невозможное, жертвует собой ради других. Персонажи пьесы О. Михайлова – обычные люди, такие же, как в пьесах Виктора Розова, открывшего в простых обыкновенных современниках подлинный человеческий героизм в способности быть самими собой, волю в отстаивании своих идеалов, душевную красоту.
Герои спектакля «В горы за тобой» – идеальные герои, оказавшиеся в неидеальных обстоятельствах, страшных обстоятельствах, в которых оказались сплетенными воедино мировая война, идеологический цинизм государственной власти, потери близких, любовь и предательство. Юнус и Нина проходят через все испытания, обычные парень и девушка на наших глазах становятся подлинными героями жизни. Ольга Кабо и Сулейман Ахмадов играют своих героев без всякого пафоса, тонко и деликатно в проявлении чувств друг к другу, точно в психологических мотивациях трудного выбора, создавая эмоционально убедительные образы живых и цельных личностей. В финале спектакля на заднике возникает впечатляющая панорама Кавказа, и Нина и Юнус вместе идут к этим горным вершинам. Романтическая драма в постановке Хавы Ахмадовой открывает для всех нас красоту этих вершин, словно говоря, эти вершины перед вами и путь к ним открыт, каждый из вас может пройти этот путь, вперед, современные герои!
Дуэт Ольги Кабо и Сулеймана Ахмадова определяет высокую и искреннюю тональность всего актёрского ансамбля спектакля. Егоров Ризвана Халикова – верный боевой товарищ Юнуса, такой же сапер, живущий в осознании смерти в любой момент, смеющийся даже тогда, когда эта смерть уже почти положила его на лопатки. Шамиль Алханов играет Гурбанского, служивого чекиста, сильно и эмоционально взнервленно: этот жалкий тип, мерзавец и подлец не вызывает у зри-телей ни малейшего сочувствия. Блестяще проводит свой монолог Мадина Пицуева, исполняющая роль младшей сестры Юнуса Закият, после которого в зале, не стесняясь, люди плачут.
Суровая и аскетичная сценография Натали-Кейт Пангилинан и такие же скромные и верные по времени костюмы Иларии Никоненко в соединении с динамикой световой партитуры и музыкального оформления объединяются режиссёром в тревожной и драматичной атмосфере всего действия спектакля. Одна из сильных по эмоциональному воздействию сцен: Закият, а затем Юнус, после рассказа о смерти своих родных, поднимают с планшета и ставят вертикально могильные плиты, – овеществленный символ личной потери становится символом общенародной трагедии.
И всё же спектакль Хавы Ахмадовой, не смотря на весь драматизм истории, оставляет светлое впечатление. Поэт Алексей Апухтин так написал о жизни: «Ты – миг, но данный нам от Бога Не для того, чтобы роптать На свой удел, свою дорогу И дар бесценный проклинать, – Но чтобы жизнью наслаждаться, Но чтобы ею дорожить, Перед судьбой не преклоняться, Молиться, веровать, любить». Спектакль «В горы за тобой» – поэтическое послание Чеченского драматического театра о любви к жизни и людях, умеющих любить.
Дмитрий Родионов, театровед, главный редактор журнала «Сцена»
СКАЧАТЬ PDF ВЕРСИЮ